Онгудайский район

 

Онгудайский район

Знак на Семинском перевале. ФотоОглавление

 

Введение в Онгудайский район

 

Вид с Семинского перевала. ФотоОнгудайский район – самый что ни есть центральный район Горного Алтая. Быть может, центральный – во всех смыслах: и географическом, и этнокультурном. Район расположен в центре Горного Алтая и условно делит его на северный (наиболее обжитой и освоенный) и южный (сохранивший в себе элементы непознанного и загадочного). И здесь же пересеклись в конце XIX века русская христианская и алтайская коренная цивилизации, да так и застыли в причудливом переплетении.
Если ехать по Чуйскому тракту (а больше в Онгудайски район на автомобиле никак и не попасть), то на 232-м километре от Бийска расположен самый знаменитый в Горном Алтае и самый высокий на Чуйском тракте Семинский перевал (1894 м), который является условной границей между Шебалинским и Онгудайским районами. С этого перевала (условно опять же, так как по административному делению Семинский перевал целиком, с обоими своими скатами относится к Онгудайскому району) и начинается Онгудайский район. Он граничит почти со всеми районами Республики Алтай (кроме Майминского и Турочакского), а именно: на севере – с Шебалинским, Чемальским и Чойским, на юге – с Усть-Коксинским и Кош-Агачским, на западе – с Усть-Канским и на востоке – с Улаганским районами. На севере Онгудайского района находится Семинский хребет, на западе и юго-западе - Теректинский, на северо-востоке и востоке Сумультинский и отроги Северо-Чуйского хребтов. В конечном итоге получается, что природные условия в Онгудае жестче, чем в Чемальском, но значительно мягче, чем в Кош-Агачском и Улаганском районах. При этом климат в районе, разумеется, резко континентальный, а среднегодовая температура - -1,1 градуса. Самый теплый месяц – июль, со среднемесячной температурой - +16,2, самый холодный – январь – минус 22,1 градусов. Абсолютные максимум и минимум - +32°С и -54°С соответственно.
Район расположен в горно-степной зоне, площадь его – 11,75 тыс. кв. км. Рельеф – гористо-степной. Пограничные хребты района перечислены выше. В центральной части Онгудайского района расположена высокогорная Теньгинская, в долине реки Каракол – Каракольская, а по долине реки Урсул – Урсульская степи, которые используются под пашни и пастбища. Площадь лесов в районе составляет около 58%, причем больше половины из них - кедровые леса. В урожайные годы сбор кедровых орехов доходит до 500 тонн. На территории района насчитывается более 140 озер, самое крупное из которых – Теньгинское. Самая крупная река Онгудайского района – Катунь. Все прочие: Чуя, Урсул, Каракол, Малый и Большой Ильгумень, Малый и Большой Яломан, Кадрин, Большая Сумульта – притоки реки Катунь. Стало быть, Онгудайский район целиком расположен в бассейне реки Катунь, в ее среднем течении. Согласно схеме ботанико-географического районирования Алтая А. В. Куминовой (1960) и Г. А. Огуреевой (1980) Онгудайский район относится к подпровинции Центральный Алтай. Для него свойственно четко выраженная поясность растительности, а также представленность лиственничных лесов в лесном поясе. Основной закономерностью в распределении растительности является высотная поясность.
Население района составляет примерно 15,7 тыс. чел. Районный центр – село Онгудай. По мнению онгудайцев – географический центр Горного Алтая. Впрочем, на географический центр Горного Алтая претендуют и шебалинцы, и чойцы, и чемальцы. Также, почему-то, онгудайские краеведы относят образование села к 1626 году.

В начало

 

История Онгудайского района.

Лично мне никаких конкретных сведений, относящихся к селу Онгудай в 1626 году, не попадалось. Что, разумеется, ни о чем не говорит. Просто сохранившиеся в России письменные свидетельства о возникновении Онгудая (Урсула) реально могут появляться только с момента проникновения в эти места православных миссионеров. С другой стороны, до вхождения Горного Алтая в состав Российской империи, за влияние на центральный Горный Алтай боролись как Российская, так и Китайская империи. Возможно, в Китайских летописях дата 1626 года как-то и прозвучала.
Старое, явно дореволюционное фото ОнгудаяПохоже, что письменная история села Онгудай в российской историографии прослеживается только с 1856 года. Вот что можно прочитать в отчете Алтайской духовной миссии за 1910 год:
«Урсульский стан или Онгудайский, открытый в 1856 году, с населением (ныне) муж. пола 874, жен. 818, об пола 1692, расположен при устье речки Онгудай (правый приток Урсула), слишком в 200 верстах от Улалы, в нижней части Урсульской долины. Район стана тянется с востока на запад по южной стороне целых четырех отделений миссии (Черно-Ануйского, Мыютинскаго, Чемальского и Усть-Канского), на пространстве 7500 квадратных вер. (125х60). Разстояние стана от Томска – 750 верст, и главнаго центрального стана – 250 верст.
При стане находятся две деревянные церкви: старая тесная, самой простой архитектуры, выстроенная в 1879 году на иждивение Бийского купца А.В. Соколова, и новая, выстроенная в 1908 году на собранные Начальником миссии средства, по плану, гораздо большему и при том несравненно лучшему, по тому значению, какое имеет и должен иметь сей храм в религиозном отношении не только для новокрещенных алтайцев, но и для самых язычников, самою внешностию благолепного храма Божия возводимых к мысли о красоте и величии истиннаго Бога и истинной веры. При освящении этого храма было много язычников, из коих некоторые даже и свечи ставили пред иконами. А в старыя времена не то было. Устройство перваго Онгудайского храма (в 1859 г.) возбудило страшную бурю борьбы, потребовавшую примиряющаго вмешательства представителей гражданской власти. Это была борьба языческаго Алтая с возникавшим среди его христианством. Многих денег для Алтая стоит этот поход представителей языческой тьмы против распространителей евангельскаго света. Яростное нападение этих тучных народных тельцов много скорби принесло водителям малого стада Христова, начавшаго возникать в центр Алтая, среди стойбищ горделивых родовичей его.»
Конечно, можно предположить, что станы устраивались на местах традиционного скопления или даже стационарного поселения (а какое может быть традиционное скопление без поселения?) местного и прибылого люда. Но даже если речь идет только лишь о 1856 годе – возраст тоже выходит немалый. К началу 20-го века в Онгудае было 126 дворов и около 800 человек местных жителей, из них третья часть — русские. Если кто-нибудь из читателей сайта доказательно предложит дату основания Онгудая, то онгудайцы будут только рады, а я на сайте al-tai.ru эти доказательные предложения с радостью размещу.
А пока что воспользуемся все тем же отчетом алтайской духовной миссии за 1910 об обустройсте Онгудайского стана:
Хронология Онгудайского (Урсульского) стана
1856-1857– устроено селение-стан
1861 – устроено отделение
1857- (1859) – первый молитвенный дом на пожертвования купца А. Кокорина
1860 - открыта школа
1861 - стану выдан собственный антиминс
1879 – построен Успенский храм (с 1913 стал приписным) – жертвователь – бийский купец Алексей Викулович Соколов. Освящен 25 апреля 1881г. епископом Владимиром (Петровым)
1881 – устроено собственное помещение для школы
1904 - построено каменное здание для школы
1908 - построен храм свт. Иннокентия Иркутского, освящен 15 июля 1908г. епископом Иннокентием.
После 1917 – 1920 гг. христианская духовная история Онгудайского района прерывает свое течение до 1996 года, когда был заново освящен храм в честь Святой Троицы.
В то же время Онгудайский район был и остается одним из наиболее значимых сакральных центров алтайской дохристианской (и поныне не христианской) цивилизации, равно как и цивилизаций еще более древних: алтайских, средневековоалтайских, доалтайских, скифских, доскифских и, возможно, еще более ранних.
И в Онгудайском районе остались их многие следы.
Те, что сейчас известны под именами:

 

  1.      Петроглифы Ялбак-Таш, относящиеся к каменному веку.
  2.      Курганный могильник Туекта, расположенный на северо-восточной окраине с. Туекта и включающий в себя почти 200 курганов и других поминальных сооружений раннего железного века (VI – II вв. до н. э.). Находки из Туектинских курганов хранятся в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина, Эрмитаже и Государственном историческом музее. Могильник Туекта включен в список археологических памятников, находящихся на территории Российской Федерации и взят под государственную охрану.
  3.      Яломанское городище, датируемое VIII – IX веками нашей эры, и которое является совершенно уникальным археологическим памятником, свидетельствующим о существовании городской цивилизации средневекового населения Алтая. Это городище расположено в устье р. Бол. Яломан, на левобережье р. Катуни, на мысу. До сих пор на поверхности мыса сохранились остатки каменных фундаментов от жилых построек, вероятнее всего, деревянных. Здания в городище были выстроены в несколько рядов. Наиболее уязвимые места мыса были дополнительно укреплены крепостной стеной. Но доступных письменных следов – не осталось.
  4.      И многие, многие другие.

Петроглифы Калбак-Таш. ФотоЗначительная часть коренных жителей во многом ощущают себя наследниками и живыми носителями традиций и мироощущения этих древних цивилизаций, этого огромного пласта истории и культуры. Многие из них и сейчас относятся к горам, озерам, рекам как к живым божествам, для них опыт общения с природой не является чем-то экзотическим и надуманным, а именно так они и живут здесь и сейчас. Думается, что этот сакральный опыт нужен не только местным жителям.
Онгудайский район не очень привлекает туристов. Здесь задерживаются ненадолго искатели древних цивилизаций, энергий и культур. Задерживаются, и едут дальше: в Усть-Коксу, Кош-Агач, Улаган. Кажется мне, что напрасно. Надо бы задержаться. Конечно, часто дело доходит до курьезов с наблюдением «летающих тарелок», «силовых окружностей» и течения воды супротив естественной гравитации, но древние культуры, цивилизации и энергии здесь есть.
Для разрядки процитирую выдержки из путевых очерков Вячеслава Шишкова:
«От Топучей начинается пологий подъем на Семинский хребет. Подъем около девяти верст. Он идет по лесистому месту и выводит на небольшую безлесую площадку. С нее открывается великолепный вид на синеющие впереди малые хребты. Перед этим все лесом едешь, ничего не видать, а лишь вырвешься на простор, на вершину перевала, все вдруг пеленой снеговых хребтов всколынется и остановится...
Онгудай село красивое. Уж осенью выбрался я на гору и глянул на село. День ясный был. Под ногами желтый лист лежал, деревья оголялись, а кругом все еще зеленели горы. Село сверху маленьким кажется, "но взаправдашним", как сказал бы крестьянский мальчуган. Две улицы по селу прошли.
Две церкви, старая и новая на пригорке красуются в зеленых рощах. Вдоль села Урсул гремит, по селу Онгудай тянет, а от нее голубыми не пыльными тропинками бегут в канавах холодные ручейки - арыки. То здесь, то там среди села стоят зеленые колки: ели, лиственницы съежились кунками и шепчутся. Кругом села желтеющие нивы: хлеб убран, сложен в огромные желтые зароды. Целая улица их. Ныне урожай хорош. Какая жара. Воздвиженьев день, а солнце печет немилосердно. И уж кстати замечу. Что за Алтай, что за страна сюрпризов! Вечером туча зашла, засияла молния, гром загрохотал. На другой день хиус подул, холоду нагнал, на третий день, 16 сентября, из Топучей в Шеболиху (Шебалино) я приехал на санях, зима была. А потом опять лето настало, теплое, бабье лето.
Онгудай село торговое. Зимой там ярмарка бывает, приезжают на ярмарку монголы на верблюдах за мукой..."

В начало

 

Современное состояние Онгудайского района (для туристов).

Онгудайский район держит первенство в Республике Алтай по количеству заказников, природных и этнокультурных парков. Кстати, все они были образованы после «перестройки», в 1990 – 2000-х годах. Так, в районе расположены Сумультинский государственный природный биологический заказник целиком, часть Шавлинского государственного природного биологического заказника, природно-хозяйственный парк “Чуй-Оозы” полностью, природно-хозяйственный парк “Аргут” полностью и, наконец, этно-природный парк “Уч-Энмек”. Последний расположен в долине и верховьях реки Каракол Онгудайского района.
На сайте al-tai.ru представлены страница парка «Уч-Энмек» и страница парка «Чуй-Оозы" .
К сожалению, прочие парки и заказники Онгудайского района да и всего Горного Алтая собственных страниц и сайтов в интернете не имеют. В отличие от Алтайского и Катунского заповедников. Сайт Ал-тай.ру рассчитывает со временем представить страницы и прочих природных парков Горного Алтая.
В интернете слишком часто встречается утверждение, что туристы проезжают Онгудайский район транзитом, поскольку-де настоящий Горный Алтай начинается с перевала Чике-Таман. Это не совсем так. И более того, совсем не так. Туристы проезжают, а Горный Алтай велик, труднопроходим и необъятен. Онгудайский район расположен почти в самом его центре.
Вид на перевал Чике-Таман. Фото с сайта www.vgorah.narod.ruЧто же касается собственно перевала Чике-Таман, то он расположен почти сразу за Хабаровкой, то есть аккурат посередине района. А перевалу Чике-Таман предшествуют: Семинский перевал; свороток на Ело и дальше – в Усть-Коксу; свороток на Бичикту-Бом и Каракольскую долину; перевал Шашикман; само село Онгудай, долина реки Улюта; свороток на верховья и устье реки Урсул. Короче, есть где прогуляться. Чтобы пройтись нехожеными тропами Горного Алтая, народ валит толпой на эти самые «нехоженые» тропы где-то вблизи монгольской или китайской границ, часто пропуская то, что и есть, собственно, Горный Алтай. Ну, сердцу туриста не прикажешь.
Сейчас туристическим брендом Онгудайского района является сам Семинский перевал с двумя знаменитыми еще с советских времен горнолыжными базами (учебно-тренировочный центр “Семинский Перевал” — спортивная база олимпийского резерва России и учебно-тренировочный центр “Динамо”). Алтайское название перевала - Дъал-Менку ("Вечная гора"). Недалеко от перевала расположена одна из наивысших точек Онгудайского района, гора Сарлык 2506 м, а за этой горой – Туюкские озера. Кстати, горнолыжники упорно утверждают, что горнолыжные трассы Семинского перевала слишком уж пологие. Зато кататься на них можно до самого мая.
Еще своеобразным брендом Онгудайского района можно считать «праздник алтайского народа Эл-Ойин», который после нескольких лет блуждания по Горному Алтаю нашел себе постоянное пристанище рядом с селом Ело. Но только раз в 2 года. Из политкорректных соображений власти Горного Алтая «праздник алтайского народа Эл-Ойин» чередуют с «праздником русского народа Родники Алтая», который по нечетным годам проводится в Усть-Коксе.
И еще - сам перевал Чике-Таман (в самом деле граница между средним и дальним (южным) Горными Алтаями, и узкий, и попробуй на него заберись, а какие виды оттуда вдаль, на юг…).
Экстремальный каякинг. Фото Алены Аксеновой с сайта www.nedoma.ruИ еще - фестиваль на бурной воде «Чуя-ралли». Ежегодно в начале мая на реке Чуя проходят соревнования по водно-туристическому многоборью. Впервые эти соревнования стали проводиться еще в начале 80-х прошлого века, а их «второе рождение» пришлось на 1989 году, когда здесь проходили первые международные соревнования по водному слалому, собравшие спортсменов более чем из 10 стран мира. На сегодня “Чуя-ралли” входит в официальный календарь соревнований Госкомспорта РФ и является, по сути, неофициальным открытым первенством России по водному слалому, а иногда – и местом проведения кубка и чемпионата мира по рафтингу (сплаву по горным рекам). Последние годы народ совсем сбрендил, и здесь стали проводиться соревнования по экстремальному каякингу. В частности, в нынешнем, 2010 году соревнования по каякингу будут проводиться на Мажойском каскаде реки Чуя. А Мажойский каскад - это 20 километров порогов 5 категории сложности из 6 возможных, и выхода из трубы нет. Тут уже чуть ли не на выживание (впрочем, я не рафтер, не каякер, так что могу быть и необъективен).
Цаплинский мост в Онгудайском районе. Фото ал-тай.ру, 2011г.И еще - подвесной мост у села Иня (Цаплинский мост) - памятник истории Республики Алтай. Ининский мост - первый в мире висячий двухкабельный мост, построенный по проекту инженера С.А. Цаплина, который не только проектировал мост, но и был главным инженером и начальником строительства. Общая длина моста - 142 м, пролет над Катунью - 100 м. Строительство моста было связано со строительством Чуйского тракта. Мост был построен за один год и введен в эксплуатацию в 1936 г. Эксплуатировался до 1970 г., пока не был введен в строй новый железобетонный мост через Катунь.
Ининский мост расположен в с. Иня в районе 703-го км. Чуйского тракта. Отсюда начинается вполне проходимая пешеходная тропа на Тюнгур (Усть-Коксинский район). Эта тропа, якобы, была зачатком (или сейчас является остатком) проезжей дороги, которая строилась в лихие 30-е прошлого века силами заключенных. Но то ли не была достроена, то ли это и вовсе легенда. В начале 2000-х несколько джиперов сумели на своих суперпроходимых машинах проехать по этой дороге, для чего им, кстати, пришлось едва ли не угробить свои дорогие авто, а в одном месте даже настилать мостки через провал. История это тоже уже легендарная, ее следы в интернете я не искал.
Возможно, новым брендом Онгудайского района станет «Дача Путина». Официально она называется Туристический комплекс санаторно-курортного типа "Алтайское подворье" ОАО Газпром, и расположена будет недалеко от устья реки Урсул. В настоящее время (июнь 2010г.) за государевы деньги (3 млрд рублей) и деньги Республики Алтай (ажно 180 млн руб.) к месту, где будет расположена «Дача Путина» на знаменитом в Горном Алтае 621 километре (считая от Новосибирска) Чуйского тракта строится свороток и дорога к устью Урсула длиной 21 км. Понятно, что Рублевского шоссе из этой дороги в ближайшее время не получится. А то, что VIP-турбаза даст толчок развитию организованному турбизнесу в Онгудайском районе – несомненно.
Пока что не очень востребованы природные (а по сути – этно-природные парки) Онгудайского района. Будем надеяться, что по мере того, как информация о них будет распространяться все шире – все больше людей захочет прикоснуться к одному из истоков человеческой цивилизации.

В начало

 

Сухая статистика.

По данным переписи 2010 года в Онгудайском районе проживало 15053 человека. По данным Госкомстата на 1 января 2010 года в селе Онгудай проживало 5676 человек (почти на 300 меньше, чем год назад). Сейчас в селе имеются: церковь (рядом с церковью похоронен У алтаря храма похоронен первый писатель-алтаец Михаил Чевалков), районная администрация, сельсовет, библиотека, стадион, центр детского творчества, спортивная школа, центральная районная больница, дом культуры, всяческие кафе и гостиницы. Ну, и жители, конечно. Расстояние от Онгудая до Горно-Алтайска - 205 км, до ближайшей ж/д станции - г. Бийска - 310 км.
В состав района входят 10 сельских поселений, объединяющих 29 населённых пунктов:
Елинское сельское поселение
•     село Ело
•     село Кара Кобы
•     село Каярлык
Ининское сельское поселение
•     село Иня
•     село Акбом
•     село Инегень
•     село Иодро
•     село Малая Иня
•     село Малый Яломан
Каракольское сельское поселение
•     село Каракол
•     село Бичикту-Боом
•     село Курота
Куладинское сельское поселение
•     село Кулада
•     село Боочи
Купчегенское сельское поселение
•     село Купчегень
•     село Большой Яломан
Нижне-Талдинское сельское поселение
•     село Нижняя Талда
Онгудайское сельское поселение
•     село Онгудай
Теньгинское сельское поселение
•     село Теньга
•     село Бархатово
•     село Нефтебаза
•     село Озерное
•     село Талда
•     село Туекта
•     село Шиба
Хабаровское сельское поселение
•     село Хабаровка
•     село Улита
Шашикманское сельское поселение
•     село Шашикман
•     село Каянча

 

В начало

 

Природные парки и заказники Онгудайского района

  1.      Природный парк «Уч-Энмек», тел.: +7 38845 22699, +7 903 9192546, e-mail: uch-enmek@al-tai.ru, uch-enmek@mail.ru, Сайт www.al-tai.ru/tourist/gorny/ecolog/uch-enmek/
  2.      Природный парк «Чуй-Оозы», тел.: +7 913 9928602, e-mail: ruslanat@narod.ru, Сайт www.al-tai.ru/tourist/gorny/ecolog/chui-oozi/
  3.      Природный парк «Аргут», тел.: +7 913 6915267, e-mail: ermen@mail.ru
  4.      Сумультинский государственный природный биологический заказник
  5.      Шавлинский государственный природный биологический заказник (частично)

Заказники не имеют дирекции и подчинены местным лесничествам.

Как уже было сказано выше, прочие парки и заказники Онгудайского района собственных страниц и сайтов в интернете не имеют.

В начало

 

Туристические компании, базы отдыха и пр. Онгудайского района

  • ГУ КПП «Уч-Энмек», Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Советская, 78, тел. (38845) 22699, 22178, 21213, 8 903 9192546, 8 913 9997867, E-mail: uch-enmek@al-tai.ru, uch-enmek@mail.ru, Сайт www.al-tai.ru/tourist/gorny/ecolog/uch-enmek/
  • ОАО УТЦ «Семинский перевал», Онгудайский район, Семинский перевал, тел. 8 913 9998397, Сайт: www.seminsky.com
  • Турбаза "Динамо" ООО "Кочевник-тур", Онгудайский район, тел. (3852) 29-90-19, факс 29-98-55, Сайт: www.seminskiy.ru
  • Кордон Кур-Кечу, Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Юбилейная, 32, тел. (38845) 22850, (38845) 22036
  • МУП «Онгудай-Тур», Онгудайский район, с. Онгудай, ул. Советская, 7, тел. (38845) 22178
  • Гостиничный комплекс «Ак-Бом», Онгудайский район, с. Белый Бом, тел. (38845) 25-4-41
  • ПО «Карышкан», Онгудайский район, тел. (38845) 21196, 22202
  • Гостиничный комплекс «Чуй-Оозы», Онгудайский район, с. Иня, ур. Чуй-Оозы, тел. (38845) 25431, 25224, (38822) 41785
  • Гостиница «Золотой кедр», тел. 8 913 9995106, (38822) 29381, (38822) 42728
  • ГУ ПХП «Аргут», Онгудайский район, тел. (38845) 25424
  • Гостиница «Онгудай», тел. (38845) 25424
  • Лагерь-маральник, Онгудайский район, с. Боочи, тел. (38845) 21157, 29306, 8 961 8931201, 8 960 9681048
  • Туркемпинг «Устье Урсула», Онгудайский район, тел. (38845) 22316
  • ЧП Темеева Н. И., Онгудайский район, с. Купчегень
  • ЧП Шабыков А. И, Онгудайский район, с. Иодро, устье р. Большой Яломан

В начало

В статье использованы материалы с сайтов:

Административное деление:

Медиа: 

Комментарии

Добрый день. Будьте добры, если используете фото из других источников, ставьте, пожалуйста, активные ссылки.

Аватар пользователя doc

И рад бы.
Программа не позволяет.

Вот в этом месте: "На сайте al-tai.ru представлены страница парка «Уч-Энмек» и страница парка «Чуй-Оозы"  активные ссылки вполне себе проставлены. Что-то с программой?

Аватар пользователя doc

Если вы сходите на старый сайт (хотя бы вот сюда), то заметите, что я очень щепетильно отношусь к ссылкам, в том числе и на фото.
К сожалению, перенос сайта на движок Друпал имеет и отрицательные стороны. В частности, Друпал очень плохо работает с изображениями. И ссылки позволяет делать с текста, но не с описания изображения. Может, и сумею со временем его заставить, но пока что не научился. Да и фото стараюсь ставить свои, когда это возможно.
У вас есть вопрос по какому-то отдельному изображению? Могу в качестве исключения вставить ссылку в текст, но делать это систематически, увы, очень затратно по времени.

Ну, вообще, принято это делать не в порядке исключения, а в обзательном порядке. Ещё, бывает, люди интересуются, можно ли использовать фото, контакты свои не скрываю.
Первое фото (с указателем), источник: http://klyaksina.livejournal.com/203727.html

Аватар пользователя doc

Наташа, я приношу свои извинения, поздравления с 8 марта и благодарность. Благодаря вам я придумал: как поставить ссылки. Все равно в тексте, но всем все будет понятно.
Зацените.  :)
А фото использовать можно? :) А то у меня такое есть, я на Семинском фотографировал в прошлом году, если запретите - поменяю. ;)
Не тяжело было из Перми на машине? В этом году тоже собираетесь?
Успехов.
С уважением, Док.

По-моему, отлично получилось! Спасибо :)
И за поздравления спасибо.
Любые фото из блога можете использовать со ссылкой без проблем.
Мы из Перми до Новосибирска на поезде едем, там родители встречают (они в Барнауле живут), в Горный ездим на их машине.
В этом году тоже планируем - каждый год бываем обязательно.

Новые пользователи

  • Дима Алтайский
  • Игорь
  • Drjunja67
  • stepan
  • Тиана
  • Антонина
  • Татьяна2015

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Последние комментарии