Перевал Чике-Таман

Перевал Чике-Таман. Горный Алтай. Фото Al-tai.ruПеревал Чике-Таман расположен на 659 км Чуйского тракта (320 км от Бийска), является вторым по высоте и первым по крутизне из перевалов на тракте.

Перевал расположен в Онгудайском районе и может служить условной границей между "ближним" и "дальним" Горным Алтаем. Если "ближний" Горный Алтай - это мягкие очертания гор, лес, тайга, лесная флора, то за перевалом уже начинаются скальные обрывистые вершины, вкрапления горных степей, которые со временем сливаются в величественные Курайскую и Кош-Агачскую степи.   Но это будет далеко не сразу, а пока со смотровой плащадки  открывается завораживающий величественный вид на окружающие хребты (в первую очередь, конечно, Теректинский) с высотами 2500 - 2600 м.

Относительно высоты перевала мнения расходятся. Некоторые источники в инете даже называют 1460 метров. На самом деле перевал, конечно, ниже. Высота его по официальным данным - 1295 м, а согласно данным Google maps - 1277 метров. Однако визуально он кажется выше за счет своей крутизны и серпантина. Дорога вырезана прямо в горе (объем земляных работ был просто огромен - более 1,5 млн тонн грунта), потому с одной стороны она прижата к голым скалам, а с другой - ограничена крутым и глубоким обрывом. С непривычки сердце у некоторых уходит в пятки, но от обрыва дорога отгорожена бетонными блоками. И вообще, дорога двухполосная, поддерживается в прекрасном состоянии, подъем на перевал и спуск с него никаких сложностей не доставляет, если, конечно, не уткнуться в медленно ползущую наверх фуру. Хотя в Вики указано, что подъем и спуск с перевала - по 4 км, на самом деле со стороны Онгудая подъем начинается раньше, километров за 10. Я это хорошо почувствовал, когда впервые поднимался на него на своей старенькой "семерке", когда "вдруг" машина перестала тануть на 4-й, а потом - и на 3-й передачах. И только потом появился указатель.

Так же расходятся "мнения ученых" и насчет названия Чике-Таман. И даже названия перевала произносятся по-разному. Не знаю, кто устанавливал информационное табло возле перевала, но только на нем представлены целых три версии названия:

1. Чике-Таман - "Прямая подошва".

2. Чике-Аман -"Здравствуй, гора".

3. Чике и Таман - имена влюбленных юноши и девушки.

4. Чике-Атаман - русифицированное произношение имени перевала в XIX веке.

5. Чикет - осовремененное бытовое краткое название.

 

Существует знаменитое описание перевала В. Я. Шишковым в начале ХХ века. "Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: "Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят ни над чем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз- На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги развиваются на ветвях лиственницы ленточки - благодарственная жертва инородцев за благополучный переход богам (так называемая "джалама"). Да и сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала растет дерево, все веточки которого повязаны тряпочками - на счастье."

Кстати, белые ленточки на вершине перевала на деревья повязывают и сейчас.

Перевал существует издавна, при расширении и обустройстве перевала в 1903 году была открыта дорога, построенная, предположительно, в XII веке. Более того, в свое время существовало три перевала: Чике-Таман, Ириндуой и на Черноречинскую дорогу. Впоследствии перевал неоднократно реконструировался, трасса переносилась. Первый раз - в 25-26 годах XX века под руководством В. Я Шишкова, последний в 1984 году. С тех пор - только поддерживается и обустраивается.

На вершине перевала расположена смотровая площадка, на которой продаются всяческие сувениры, пирожки, мед, копченая рыба под видом хариуса, стоит небольшое кафе. Стоит, пожалуй, потратить полчаса или больше, чтобы пройтись по старой дороге. Она уже в запустении, но по ней даже можно ехать. Я лично не рискнул: развернуться там негде. С нее открывается восхитительный вид на новый Чике-Таман. В1996 году перевал был объявлен памятником республиканского (Республики Алтай) значения. Думаю, что значение его много больше, чем местное.

Лично мне кажется, что просто немыслимо приехать в Горный Алтай на машине, и ограничитться отдыхом в Чемале или "Бирюзовой Катуни", не побывав на Чикете.

Текст, панорама Чике-Тамана и фото - © Al-tai.ru. При использовании - прямая гиперактивня ссылка обязательна.

Проголосуйте за материал: 
Average: 4.4 (9 votes)
Медиа: 
Чике-Таман на Google Maps
Подъем по Чике-Таману. Фото Al-tai.ru
Перевал Чике-Таман. Южный склон
Перевал Чике-Таман. Южный склон
Перевал Чике-Таман. Южный склон
Перевал Чике-Таман. Южный склон
Перевал Чике-Таман
Перевал Чике-Таман. Северный склон
Старая дорога под перевалом Чике-Таман
Старая дорога на перевале Чике-Таман
Старая дорога на перевале Чике-Таман
Старая дорога на перевале Чике-Таман
Старая дорога на перевале Чике-Таман
Аконит.
Небо над перевалом Чике-Таман.
Небо над перевалом Чике-Таман.
Небо над перевалом Чике-Таман.
Автор и священное деревце на перевале Чике-Таман
Наблюдатели
Панорама перевала Чике-Таман со стороны Онгудая.

Район Горного Алтая:

Карта: 

Новые пользователи

  • Дима Алтайский
  • Игорь
  • Drjunja67
  • stepan
  • Тиана
  • Антонина
  • Татьяна2015

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Последние комментарии