Загадочная дорога Иня – Инегень – Тюнгур

Слияние Аргута и Катуни. Вид с тропы Иня - ТюнгурСкажу сразу. Автомобильной дороги там нет. От слова совсем. Была иль не была, вот в чем вопрос? А если была, то когда?

В Горном Алтае все, конечно, знают, что дороги (в смысле, автомобильной дороги) Иня - Инегень – Тюнгур в природе не существует. Те, кто интересуется Горным Алтаем – тоже. Тропа (конная, пешеходная, велосипедная и даже мотоциклетная (вроде как 5-й категории сложности) – есть. А автомобильной дороги – нет. Федеральный номер (Р 373) у дороги есть, а дороги – нет. В Тюнгуре на последнем верстовом столбе на обратной стороне написано 70 (в смысле, километров – до Ини), а дороги – нет. Скажу больше: на картах Гугла эта дорога есть. Или вот передо мной карта (совершенно загадочная: безо  всяких исходников, даже без даты, я за нее в прошлом году 200 рублей отдал) автомобильных дорог Алтайского Края и Республики Алтай. Так на ней дороги Бийка – Яйлю нет, а сама дорога – есть. И наоборот: дорога Иня – Инегень – Тюнгур на карте есть, а самой дороги – нет.
Тот самый мостик на тропеВ 2006 году участники пробега на внедорожниках (ну как, пробега…) «Сибирский Марафон 2006. Алтай. Тюнгурский прорыв» таки прорвались почти за неделю по этому маршруту, перелопатив горы скального грунта и построив новый мост, о чем оставили замечательный отчет. Честь им и хвала, их в Новосибирске встречали как героев, но дороги-то нет. И, главное, не понятно: была ли?

Ну, тогда о том, что есть точно. Все, кто касается истории этой тропы, пишут, что здесь была скотопрогонная тропа. Кое-где  сохранились укрепленные обрывы и выложенные из камней перила. Я даже нашел в интернете соответствующее фото. СкотоимпортПредъявляю. Итак, установлено: скотопрогонная тропа была. Когда – не очень понятно. Бийская контора «Скотоимпорт» была образована в 1930 году, трансформировалась, переподчинялась, но существует и поныне, уже в виде ОАО. Когда поставили табличку - уже не определишь. Ходят легенды, что эту тропу пробивали раскулаченные алтайские крестьяне, да кто ж теперь знает… Та тропа для скота, похоже, была в самый раз. А вот для ГАЗ-АА – вряд ли, несмотря на скромные по нынешним временам размеры «полуторки»: ширина - 1950 см, высота в ненагруженном состоянии – 1970, длина колесной базы – 3340. И где б она там повернула?
Следующий этап – 40-е годы ХХ века. Все источники сходятся на том, что тогда силами пленных немцев попытались построить «копанную дорогу» примерно на 300 м выше скотопрогонной тропы. Неудачно. Дорогу в эксплуатацию не приняли. Следы этой работы остались в виде до сих пор заметного серпантина, который уходит вверх у речки Барбыш (2,5 км от реки Тургунда), и тропы, которая идет значительно выше нынешней пешеходной. Зато после Казнахты никто никаких следов «копанной дороги» уже не отмечает. Говорят, что инженера, который руководил работами, расстреляли. Так ли оно – мне неведомо. Кстати, интересная деталь: если верить гуглокартам, то сразу за рекой Казнахта дорога переваливает на правый берег Катуни (орографически), и возвращается обратно на левый берег только через 6 км, обходя известное узкое место с обвалом, над которым неоднократно возводился мостик. Да-да, не только участники «тюнгурского прорыва» делали здесь мост. Он там был еще в 1985 году, чему есть фотоподтверждения в интернете. Мостик на тропе Иня - Тюнгур в 1985 годуМостик, конечно, не для автомобилей. В результате получается, что для постройки дороги нужно было или рвать скалы для расширения скотопрогонной тропы на левом берегу Катуни, или строить три моста: два через Катунь, и один – через Аргут. Чего-то не хватило: либо денег, либо настойчивости. Может, инженера и расстреляли.  Кто-то же проводил предварительные изыскания и составлял смету… Расстреливали и за меньшие провинности.
Как свидетельствуют участники «Тюнгурского прорыва», старожилы из Инегени не припомнят ни одной машины, что прошла бы по этой «дороге».

Короче, не было никогда автомобильной дороги. Точка. Возможно, что и не будет, хотя такие планы время от времени озвучиваются. Но для автомобильного сообщения там нужно будет снимать кубокилометры грунта, строить несколько мостов, и не исключено, что два из них - через Катунь. Будем надеяться, что не при нашей жизни.

Что можно увидеть на тропе Иня – Тюнгур кроме сумасшедших велосипедистов и мотоциклистов?
Своих фото непосредственно тропы Иня – Тюнгур, к сожалению, не имею, но в интернете их достаточно, а начало и конец тропы любителям Горного Алтая хорошо известны. В Ине – саму Иню, странноватой дикой красоты пейзажи средней Катуни (говорят, что на этом месте когда-то было морское дно), знаменитый Цаплинский мост, Чуйский тракт, слияние Катуни и Чуи, многие-многие следы древних цивилизаций в виде наскальных рисунков и каменных баб. А Тюнгур – это уже почти подножие Белухи, о нем я писал здесь.
И была, есть и будет красота, молчание гор, шум Катуни, слияние Катуни и Аргута, и возможность насладиться самым настоящим Горным Алтаем.

Примерный километраж тропы Иня – Инегень – Тюнгур (по ГуглоМапе)
Тюнгур – р. Тургунда (напротив устья р. Ак-Кем) – 15 км;
Р. Тургунда – р. Казнахта – 13 км;
Р. Казнахта – устье реки Аргут (на противоположном берегу Катуни) – 4 км;
Устье реки Аргут – с. Инегень – 12 км;
С. Инегень – разрушенный паводком 2014 подвесной Инегенский мост через Катунь к Чуйскому тракту – 14 км.
Итого – 58 км. На самом деле немного побольше. Нужно еще дойти до Цаплинского моста.

Текст: ©Al-tai.ru. Убедительно прошу гиперактивно ссылаться при использовании.

Фото 1985 года велоклуба «Орион» http://orionvelo.narod.ru/trips/reports/altai5-85.htm

Проголосуйте за материал: 
Average: 5 (13 votes)
Медиа: 
Слияние Аргута и Катуни. Вид с тропы Иня-Тюнгур
Слияние Аргута и Катуни. Вид с тропы Иня-Тюнгур
Слияние Аргута и Катуни. Вид с тропы Иня-Тюнгур
Слияние Аргута и Катуни. Вид на тропу Иня-Тюнгур
Скотоимпорт
Разрушенный паводком 2014 г. Инегенский мост через Катунь
Знаменитый мостик "Тюнгурского прорыва"
Тот же мостик в 1985 году
Карта: 

Комментарии

Аватар пользователя fnsk

Согласен с мнением автора, прошел пешком, все видел. У меня есть фото, к сожалению здесь фото не просто разместить, места очень красивые надеюсь еще пройду.

Аватар пользователя fnsk

Желающим предлагаю пеший маршрут!

Аватар пользователя doc

Но имею более обширные планы :)
А был бы свободным человеком... Всюду хочется... :)
Кстати, ваши фотки разыщу и поставлю в статью.

Новые пользователи

  • Дима Алтайский
  • Игорь
  • Drjunja67
  • stepan
  • Тиана
  • Антонина
  • Татьяна2015

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Последние комментарии