Дорога Черга – Барагаш – Беш-Озёк – Усть-Кан

Поворот в Черге на Усть-КанДорога длиной около 120 км (а судя по дорожному указателю в Черге - 132 км), не описанная подробно практически нигде в Интернете, но позволяющая существенно сократить путь до Усть-Кана, при условии, что подвеска машины позволяет.

Дорога существует достаточно давно. Еще в далёких 90-х меня по ней вез рейсовый автобус Горно-Алтайск – Усть-Кан – Усть-Кокса. С тех пор дорога очень долго была в небрежении,  особенно пострадал участок Барагаш – Шаргайта (Шыргайту). Даже местные жители старались пользоваться дорогой пореже. Но в 2013 как раз именно этот участок был отремонтирован. Не в смысле, что там проложили асфальт, а в смысле – отремонтировали гравийное покрытие. Именно эту дорогу планируется со временем использовать в качестве участка межгосударственной Черга - Беш-Озек - Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана – Риддер. Впрочем, несмотря на столь далеко идущие планы, асфальт в ближайшем десятилетии здесь не предвидится. Может, хоть в приличном виде будут поддерживать…

Летом 2016 г. я на «Приоре» дорогу опробовал, и вот теперь докладываю.

Дорога начинается поворотом направо с Чуйского тракта (если ехать со стороны Горно-Алтайска) сразу при въезде в Чергу, там же – большой баннер с объявлением дороги и заправка. В 2016-м она работала, был ли на ней 95-й бензин, я не помню. Следующая надежная заправка аж в Усть-Кане (130 км). Достаточно долго (до Улус-Черги, около 15 км) дорога неплохо асфальтирована. Километров через 5 после выезда из Черги есть поворот направо, но ехать туда не надо, так как это дорога в Алтайский край (граница с краем буквально километров через 5, до села Алтайского – около 50 км). Поворачиваем налево.

Ближайшее село – Улус-Черга, известно тем, что населено, в основном, телеутами (всего около 400 человек на несколько окрестных сел, среди которых Улус-Черга – самое большое). Имеется почта, школа, пару магазинов.

Дальше дорога вдоль реки Кукуя начинает забирать вверх, а после села Кукуя (27 км от Чуйского тракта, судя по знаку – Верх-Кукуя) – резко вверх, и выбирается на Кукуинский перевал (1250 м). Асфальт эпизодически попадается в Кукуе, до неё и после. Между селом и перевалом, приткнувшись к горе слева от дороги, стоит единственное на несколько десятков километров кафе. Впрочем, при мне оно не работало. Проехав Кукую, долго думал: как следует называть жительницу этого села? Кукуйка? Кукуянка? Верх-Кукуянка?

Сразу после спуска с перевала – очередная развилка. Направо уходит дорога на Ильинку, а за Ильинкой должна бы начинаться дорога на Турату и Чёрный Ануй, которая показана почти на всех картах, но в реальности её нет. Несколько километров дороги, а дальше – тракторная колея. На джипе, говорят, проехать можно. А дороги – нет. Не надо вам направо, а надо – налево, в Барагаш, до которого еще 15 км.

Барагаш (57 км от Чуйского тракта) – крупное по Горно-Алтайским меркам село, 750 человек, участковая больница, школа, хлебзавод, кафе, несколько магазинов и даже заправка. Впрочем, какой там есть бензин, и часто ли он там есть – я не знаю.

За Барагашом начинается та самая, отремонтированная в 2013 г., грунтовая с улучшенным покрытием дорога. Надо сказать, что покрытие действительно вполне пристойное (гладко укатанный гравий), дорога еще не раздолбана вусмерть. Между Кукуёй и Барагашом дорога намного хуже.

Село Шыргайту (67 км от Чуйского тракта, до 2003 г называлось Шаргайта) через 10 км остается слева и ниже, новая дорога в Шыргайту не заходит, и через 11 км достигает Беш-Озёка.

Беш-Озёк – последнее село на нашей дороге (78 км от Чуйского тракта). Есть сотовая связь (МТС), школа, фельдшерско-акушерский пункт, несколько магазинов. За Беш-Озёком снова начинается асфальт, который приводит на Чакырский перевал (1457 м), а с перевала открывается волшебный вид на Усть-Канские степи. Сам перевал никаких трудностей не представляет. До примыкания к дороге Нефтебаза – Ело – Ябоган – Усть-Кан остается всего 12 км по вполне приличному асфальту. На развилке (примыкании) – поворот направо, до Усть-Кана осталось 20 км.

Уже написав заметку, понял, что асфальта на этой дороге гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. А там, где асфальта нет – дорога вполне проходима, при аккуратной езде можно даже не беспокоиться особо за подвеску. Беда в том, что в Горном Алтае дорога в 2017 году – это вовсе не то, что в 2016, а уж тем более – 2015 или 2018. Дерзайте. smiley

Текст: ©Al-tai.ru

Фото: Al-tai.ru, пользователя MedveJut с сайта http://www.siberia-extreme.ru/forum/17-345-1, неизвестного автора с погибшего сайта http://www.liveroads.ru/index.php?id=geoobj&id_geo=m52_611km, фото Л. Тислицкой с сайта Шебалинской газеты «Сельская новь» http://shebalino-gazeta.ru/news/chem_zhivesh_baragash/2010-11-30-2780.

Проголосуйте за материал: 
Средняя: 5 (2 votes)
Медиа: 
Поворот с Чуйского тракта в Черге на Усть-Кан
Перевал Кукуя
По дороге в Усть-Кан
Село Барагаш, Горный Алтай
Поворот на Барагаш с дороги Усть-Кан - Яконур - Нефтебаза. Горный Алтай
Карта: 

Новые пользователи

  • Дима Алтайский
  • Игорь
  • Drjunja67
  • stepan
  • Тиана
  • Антонина
  • Татьяна2015

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Последние комментарии