Ининские стелы (оленные камни)

Ининские оленные камни, 2015 годИнинские стелы (оленные камни, каменные бабы) – одна из тех достопримечательностей Горного Алтая, которые можно было бы с полным правом занести в рубрику «Алтай загадочный».

Неизвестно, когда они сделаны. Неизвестно – когда изначально установлены. Неизвестно – чему служили. После долгого безвременья пришел компетентный неравнодушный человек, Владимир Дмитриевич Кубарев (1946 – 2011 гг.), выдающийся археолог,  доктор наук, член-корреспондент Германского археологического института в Берлине, член-корреспондент Института изучения кочевнических цивилизаций в Улан-Баторе, и восстановил эти камни хотя бы так, как считал нужным. Честь ему и хвала, за то, что эти камни стоят.

Сейчас ининские оленные камни доступны для осмотра всем желающим. Расположены всего в 50 метрах от Чуйского тракта, на 706-м километре (считая по верстовым столбам), примерно метров за 100 за селом Иня (это если ехать из Горно-Алтайска). С Чуйского тракта непосредственно и легко просматриваются (и как я их пропустил пару лет назад?). Не позже 2014 года их оградили невысоким и достаточно формальным деревянным забором. Надо думать, что это должно охранить стелы от излишнего энтузиазма туристов, которые норовят на всем оставить свои автографы.

Ининские стелы в настоящее время представляют собой четыре камня. Три камня расположены внутри ограды, из которых средний высотой примерно 1,5 м (укреплен бетонным основанием), и 2 крайних, высотой около 3 метров - вкопаны в землю, расположены по сторонам от мЕньшего на расстоянии 1,5 – 2 метров (левый, если смотреть камням в «лицо» – дальше). Камни повернуты «лицами» примерно на северо-северо восток. Четвертый камень высотой примерно 1 метр расположен примерно в полутора метрах за оградой на юг за средним камнем, повернут аналогично предыдущим.

Конечно, логичнее всего предположить, что каменные бабы охраняли могильники, что расположены неподалеку. Эти могильники (уже раскопанные) там есть и сейчас. К сожалению, мне не удалось найти в интернете достоверной информации о том, как соотносятся между собой могильники и каменные бабы. Но достаточно информации о том, что оленные камни после своего изначального водружения использовались не раз, в том числе и при сооружении захоронений более поздних эпох.

Похоже, что и туристы, и местные жители сошлись на том, что лучше отгородиться заборчиком и откупиться мелкой монетой, чем нарываться на неприятности при оставлении автографов, повторном использовании могильных камней или прочей подобной порче артефактов. Сейчас (речь идет об августе 2015 года) подножие стел усыпано слоем монет. Будем  думать, что языческие боги охотнее принимают материальные подношения, нежели Бог православный, и постоят каменные бабы еще какое-то время.

Не могу не привести пару сообщений (легенд?), которые вольно гуляют по интернету, и не пересказать их – значит подать информацию не полностью. smiley

1. Каменные бабы живые, имеют душу, и могут «ходить».  Наклон каменных баб указывает на то, откуда они пришли.

2. Камни и горы есть живые существа, многие камни священны, и многие горы священны, восходить на них нельзя.

3.Описание В.Я.Шишкова: «... возле Ини есть каменная баба. Это огромная тонкая плита, больше сажени в квадрате, ловко воткнутая торчком в землю. Стоишь возле нее, маленький, и думаешь:  «Как мог дикий человек умудриться ее, матушку, трехсотпудовую, притащить сюда, поднять на ребро и врыть в землю?»

4. Проезжал здесь богатырь. Ему нужно было на Чую попасть, а брода он не знал. Поехал без брода, но река глубокая и быстрая: конь чуть не захлебнулся. Однако выплыл богатырь, лишь потник, что у коня под седлом, подмочил. Надо потник высушить, но вокруг лишь ровная степь среди гор, не на что потник повесить для просушки. Залез тогда богатырь на гору, выворотил камень и бросил с горы. Как гвоздь камень на сажень ушел в землю.

5. У большинства каменных баб, сохранившихся на территории Горного Алтая, нет лиц, они были разрушены из-за того, что казались слишком страшными

Ну, это последнее – вряд ли. Примерно в 22 км дальше по трассе находится знаменитый  Чуйский оленный камень - каменное изваяние с человеческим лицом. А вот то, что несколько таких изваяний в свое время были выкопаны и увезены в разные музеи (в том числе и в музей в Горно-Алтайске) – голый факт. Некоторые оленные камни и валялись во дворе музея десятилетиями. Да и вообще, в этих местах Чуйский тракт проходит едва ли не прямиком по древним святилищам, могилам и оленным камням.

И самое последнее. Каменные бабы вызывают уважение. Не страх, не трепет. Но уважение к их основательности, их стоянию, древности, к ним самим, к их предостережениям и к их создателям. Я постоял, посмотрел, послушал, подумал. Бросил монетку. Пусть стоят.

Фото и текст – © Al-tai.ru. Пользоваться можно при условии гиперссылки.

Фото с ининской каменной бабой и красивой женщиной – с сайта http://turistka.ru. Для масштабу и из уважения.

Проголосуйте за материал: 
Average: 5 (6 votes)
Медиа: 
Ининские оленные камни - 1
Ининские оленные камни - 2
Ининские оленные камни - 4
Ининские оленные камни - 5
Ининские оленные камни - 6
Ининские оленные камни - 7

Район Горного Алтая:

Карта: 

Комментарии

Аватар пользователя fnsk

Проезжал там если не сотню то много десятков раз и не видел ни каких каменных баб!
каменных баб я видел только на тропе от Тюнгура до Инегеня.

Аватар пользователя doc

Я связался с сыном В.Д.Кубарева, Глебом.
Вот, что он, в частности, пишет:
 
Сомневаюсь я, что этим стелам более 4 тыс. лет. Называть оленные камни каменными бабами не очень правильно. Это словосочетание используют только для средневековых изваяний. 

Хотя по сути оленные камни тоже являются изображениями воинов. 

 

Эти оленные камни были переиспользованы древними тюрками, которые соорудили из них поминальную оградку. Она находится близко от стел. 

 

Мой отец действительно был инициатором установки этих стел. Произошло это в 1985 или 1986 году. Я сам, будучи школьником, принимал в этом активное участие. 

Принимало в этом несколько человек из трех археологических отрядов: Кубарева, Неверова и Мамадакова. Самую большую тянули тросом на грузовике. Где-то были слайды и фотографии процесса.  

 

Памятник этот может и нельзя назвать выдающимся, но то, что он интересен - несомненно. 

По оленным камням Алтая и Центральной Азии опубликовано 3-4 научные монографии, в том числе одна из них - моего отца. В двух словах не напишешь. 

Если Вам интересно, то надо бы их посмотреть.

 

Археологи вообще любят устанавливать стелы-изваяния-балбалы на их первоначальные места и реконструировать памятники (не только раскапывать и тем самым разрушать). Было такое хобби и у моего отца. Мы с ним поставили не одну стелу и не один десяток балбалов в Российском и Монгольском Алтае. 

Тем самым мы как-бы восстанавливаем историко-культурный ландшафт.

Аватар пользователя fnsk

Интересно!
надеюсь еще посмотрю, спасибо!

Новые пользователи

  • Дима Алтайский
  • Игорь
  • Drjunja67
  • stepan
  • Тиана
  • Антонина
  • Татьяна2015

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Последние комментарии